Длительное отсутствие в России собственной металлургической базы привело к застойности денежного дела. Начались попытки разведки залежей серебряных руд на Урале, на Северо-востоке. Начавшаяся в конце XVII в. добыча серебра в Сибири составляла всего лишь несколько пудов в год. Серебро поступало в Россию в обмен на товары в виде слитков и утвари. В 1654 г. при царе Алексее Михайловиче (1645-1676) впервые были выпущены реальные рублевые серебряные монеты — «ефимки», перечеканенные из западногерманских талеров — полноценных ходячих монет Европы. Название их произошло от старинного немецкого названия «иоахимсталер», по месту старейшего центра чеканки талеров Иоахимсталя — Яхимова в Чехии, переделанного на русский лад. Купцы, торговавшие с Западом, использовали для расчетов талеры разных государств и ценили их лишь по качеству, т. е. по выгодности переделки их в копейки. Таким образом, иностранная монета при переходе через границу становилась всего лишь сырьем для производства собственной. Обращение на Руси иностранной монеты теперь полностью прекратилось. Казне была выгодна эта перечеканка, так как за каждый сданный талер она платила меньше, чем из него получалось монет. Сначала принимали у заказчика серебро: лом, ефимки, слитки и тому подобное и переплавляли в его присутствии. Плавка могла вестись несколько раз.
До начала XVII в. в русском денежном деле все еще существовало старое право свободной чеканки. На государственных денежных дворах лежала ответственность за доброкачественность выпускаемых монет. В пользу государства собиралась пошлина, которая также оправдывала расходы по чеканке. Таким образом, доля государства в непосредственном выпуске монет была весьма невелика. Массовая доля монет, которые заказывались торговыми людьми на этих денежных дворах из собственного серебра, намного превышала государственную чеканку. Через руки торговцев проходила основная масса монет, которая вливалась в денежное обращение Руси.
В XVII в., по окончании польско-шведской интервенции, которая расшатала денежное хозяйство, государство провело реформу. Важнейшим завоеванием ее было крушение старых порядков и правовых норм в денежном деле. С правом свободной чеканки монет было покончено. Чеканка монет стала государственной привилегией — исключительным делом государства. Государство получало в казну более серьезные доходы от перечеканки ефимков в копейки. Однако иностранные покупатели русских товаров, отдававшие в казну ефимки по цене в 40-50 копеек, тоже не оставались в накладе и получали свою долю барыша. Их доходы и доход государства от чеканки монеты основывались на эксплуатации крепостных крестьян и занятых в разных промыслах работных людей.
Около 1648 г. закупка серебра окончательно стала монополией государства и была запрещена для частных лиц. В это же время прекращается очистка от примесей путем специальной плавки талерного серебра, при которой из талера получалось 52-54 копейки. Начинается чеканка из серебра пробы талера. На монете впервые была помещена надпись «рубль»,
на лицевой стороне — двуглавый орел, на оборотной — царь на коне. Однако в это время рубль был неполноценной монетой, он содержал меньше серебра, чем 100 серебряных копеек. Фактическая его стоимость равнялась 64 копейкам. Вся чеканка начинает производиться только лишь в Москве. Денежные дворы в Новгороде и Пскове закрываются.
В начале 1655 г. монетная система возвращается к единой метрологии серебряной копейки, отказавшись от неполноценного рубля. В обращение выпускаются новые монеты, так называемые «ефимки с признаками». Талер с выбитыми на нем двумя клеймами — обыкновенный круглый лицевой штемпель копейки (всадник на лошади) и прямоугольное клеймо с датой «1655» — получил официальную оценку в 64 копейки и стал полноценной монетой, так как при чеканке копеек из него получалось 64 штуки. Но такую же цену получали при клеймении не только старые полноценные талеры, но и нидерландские патагоны, хотя закупочная цена их была на 2 копейки ниже, составляя всего 48 копеек. В течение 1655 г. в обращение поступило около миллиона талеров-ефимков. Рублевые монеты 1654 г. тоже оставались в обращении и были приравнены по цене к ефимкам. Поставщики привозили иногда на монетный двор среди партий талеров и их половинные обрубки, которые тоже получали клеймо и оценивались в половину ефимки, т. е. в 32 копейки. Надчеканка талеров была прекращена в том же 1655 г. (возможно в самом начале 1б5б г.). Среди почти тысячи дошедших до нас экземпляров ефимок многие талеры датированы 1655 г., но не встречается ни одного с более поздней датой. Но тем не менее ефимки оставались в русском обращении до начала 1659 г., когда на них был наложен запрет, и они начали выкупаться у населения на медные деньги. Вместе с ними выкупались рублевики 1654 г. и полуполтины. Полуполтины являлись неполноценными монетами, так как до сих пор оценивались в 25 копеек.
Когда ефимки поступили в обращение, правительство начало опасаться, что они будут подделываться за границей. Иностранцы, находившиеся в России, получили запрет на пользование ефимками при торговых расчетах. Они имели право пользоваться только серебряной копейкой. До нас дошло несколько типов довольно редких монет с фальшивыми клеймами. В основном фальшивые монеты производились путем надчеканки на левентайлерах. Левентайлер представлял собой тоже серебряную монету, которая по размеру и внешнему виду весьма походила на полноценный талер. Однако они значительно уступали настоящим талерам по содержанию серебра. Они закупались также русским правительством, но исключительно для ювелирных целей. Они оценивались в 38 копеек. Свое название «левок» они получили из-за изображения на них льва. От них и происходит русский термин «левковое серебро», т. е. серебро с пониженной пробой. Население впервые встретилось с крупной иностранной серебряной монетой, поэтому не могло отличать настоящие полноценные монеты от подделок. Хотя ефимки впоследствии были изъяты из русского обращения, на территории Украины они еще долго имели свое хождение, поэтому довольно часто встречаются в кладах. В русских же документах середины XVII в. кроме названия «ефимок», встречается также название «тарель».
Мой блог находят по следующим фразам
удивляюсь почему на блоге почти нет отзывов
what a good life