Золото персидского царя Дария III (380-330 до н. э.) считается одним из величайших сокровищ всех времен. Часть его захватил Александр Македонский, когда около 334 г. до н. э. его войска покорили Персию и разграбили сокровищницы в Сузах, Иссе, Дамаске и Персеполе. В одном только Персеполе победителю досталось почти 9 тысяч талантов золота и 40 тысяч талантов серебра. Один талант весил 26,2 кг, а это значит, что Александр завладел более чем 1000 т золота и серебра. Если бы эти сокровища пришлось перевозить на современных большегрузных тягачах, то для этого надо было бы пригнать не меньше полусотни машин.
Греческий историк и летописец Диодор сообщает, что Александр Македонский погрузил все сокровища, захваченные им в Персии, более чем на 3 тысячи верблюдов и 20 тысяч мулов, то есть более чем на 23 тысячи вьючных животных. Завоеватель вывез тогда из Персии 750 тысяч талантов золота и серебра, то есть около 19 650 т драгоценных металлов. Для перевозки этого груза сегодня понадобилось бы 980 двадцатитонных грузовиков. А ведь были и другие ценности. По преданию, когда его войска, разгромив Дария, повернули в Египет, Александр приказал покрыть щиты своих воинов чистым серебром — столь велика была добыча. Дарий с небольшим караваном, груженным ценностями, бежал в свою летнюю резиденцию — городок Экбатану (ныне иранский город Хамадан), где находились остатки его сокровищ. Предание гласит, что перед смертью Дарий приказал зарыть близ города все, что еще уцелело от его несметных сокровищ. Когда Александр добрался до Экбатаны, от царских сокровищ там не осталось и следа. По приказу Александра его войска в течение нескольких недель обшаривали окрестности — все безрезультатно. Спустя почти 250 лет римский полководец Марк Лициний Красc (115-53 до н.э.) вновь попытался отыскать здесь персидское золото и тоже ничего не нашел. Столь же безуспешно искали золото Дария римские полководцы Юлий Цезарь (100-44 до н.э.) и Марк Антоний (ок. 83-30 до н.э.), а также император Рима Нерон (37-68).
В 1973 г. иранский шах Реза Пехлеви (1919-1980) распорядился возобновить поиски сокровищ в районе Хамадана. Этим занялись американские профессионалы-кладоискатели, снабженные новейшей аппаратурой, однако и им не удалось напасть на след клада. Так и лежит по сей день золото Дария где-то на территории в сотню квадратных километров, близ древнего Хамадана, где ткут знаменитые во всем мире персидские ковры.