Меншиковский гривенник

В период правления Петра II серебряных монет чеканилось на треть больше, чем в последнем периоде правления Петра I. Увели­чение объемов чеканки привело к росту прибыли. Говоря об отно­сительной прибыли, т. е. доле прибыли от общей суммы чеканки, стоит заметить, что она не превышала 18 % и далее уменьшилась по сравнению с первой четвертью XVIII в. Объясняется это постоянным ростом цен на серебро. Главной причиной стало то, что монетная стопа и проба в первые годы после Петра I оставались неизменными, т. е. ни про­ба, ни стопа не уменьшались.

С именем  А.Д. Меншикова, который в то вре­мя являлся практически первым лицом в государстве при правлении Ека­терины I, связывают гривенники из сплава «новой инвенции». Для того чтобы обогатить правительственную казну, тем самым увеличив и соб­ственные доходы, он решил «усовершенствовать» монетное производство путем понижения пробы серебряной монеты. То есть монета в 25 копеек из разряда высшей монеты переходила в разряд разменной. Через оберкоменданта Санкт-Петербургской крепости Фаминцина, которому подчи­нялось все монетное дело, Меншиков отдал распоряжение чеканить полу­полтины 55-й пробы и гривны 42-й пробы. Но чуть позже от чеканки полуполтин отказались, так как прибыль от этого была маленькая, а от че­канки гривенников прибыль ожидалась хорошая, поэтому было решено сосредоточиться на чеканке этих монет.

Состав сплава монеты

Гривенники планировалось про­изводить из сплава так называемой «новой инвенции», особенность кото­рой заключалась в том, что лигатура была составлена с арсеникумом, т. е. с мышьяком, добавление которого должно было обеспечить монетам с низ­ким содержанием серебра внешний вид «настоящих» серебряных монет 70-й пробы. Но внешний вид монет из низкопробного серебра даже с до­бавлением мышьяка все же оставлял желать лучшего, и тогда комиссар монетной конторы в Москве П. Н. Крекшин предложил новую лигатуру, разработанную собственноручно, которая включала в себя селитру, мы­шьяк и сулему. Эта лигатура тоже оказалась совершенно неудачной, мо­нетные мастера отказывались производить монеты таким образом, так как отчеканенные монеты «жили» всего лишь несколько дней, после чего рас­сыпались практически на глазах.

Дефекты на монетах

Сначала на слитках появлялись пузыри, когда их протирали тряпками, из-под них сыпался песок, а некоторые слит­ки рассыпались и сами целиком. Изготовление гривенников новой инвен­ции было отдано на подряд московскому монетному мастеру Тимофею Левкину. Во время проводимого следствия он утверждал, что с самого на­чала был против производства монеты низкого качества, о чем заявлял и письменно и устно. Он утверждал, что боялся выпуска такой монеты, так как это неизменно должно было привести «к великому бесславию госу­дарства». Но так как авторитет Меншикова был слишком велик, многие сомневаются в правдивости этих показаний, скорее всего, эти слова были просто оправданием уже совершенного дела. Но абсолютно достоверным фактом является то, что Берг-коллегия, под ответственностью которой находилось монетное дело, как можно дольше тянула с массовым произ­водством гривенников низкой пробы, чтобы как можно меньше их находилось в обращении. Всего «меншиковских гривенников» было выпуще­но на 40 тысяч рублей, после чего вышел указ от 18 сентября 1727 г., пре­кращающий их выпуск.

Изъятие гривенников из обращения

Далее вышел целый ряд указов об изъятии этих мо­нет из обращения. В апреле 1728 г. был установлен срок в три месяца, в течение которого низкопробные монеты можно было обменять путем произведения ими различных казенных платежей и обмена их на самих монетных дворах, где обмен происходил один к одному. Но, несмотря на то что указы об обмене выходили неоднократно, выменять все гривенни­ки тем не менее так и не удалось. Население, напуганное сложившейся си­туацией, перестало доверять даже гривенникам, выпущенным еще при Петре.

Так, еще раз подтвердилось то, что низкопробную монету намного легче произвести, чем потом изъять ее из обращения. Чтобы раз и навсег­да покончить с хождением сомнительных гривенников, было решено не принимать их ни в каких платежах по истечении трех месяцев — срок их возможного обмена. Причем в этот раз обменивались гривенники с поте­рей половины своей стоимости. Впоследствии они уже должны были про­сто конфисковаться.

Мой блог находят по следующим фразам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *