Сребреники Владимира Великого Х век.

Сребреники Владимира не сыграли большой роли в русском денежном обращении. Это связано, во-первых, с кратковременностью  чеканки и незначительностью эмиссий. Во-вторых, с их низкопробностью: около трех четвертей из числа всех апробированных монет имеют пробу ниже 500, т. е. практически не являются сереб­ряными. Однако, примечательно то, что в кладах восточных и западно-ев­ропейских монет обнаружены только высокопробные сребреники.

Размер сребреника равен размеру дирхема (арабская монета, которая имела обращение на Руси в VII-Х вв.), но только отчеканен он на заготов­ках, сделанных в двусторонних литейных формах, в то время как дирхем чеканился на специально вырезанных кружках. Техника чеканки сребре­ников была низкой. Нестойкость монетных штемпелей приводила к их быстрой смене, причем их копирование не всегда было умелым, так что надписи искажались до неузнаваемости. Предполагается, что штемпели имели вид щипцов и изготавливались из бронзы. Небольшое количество монет, отчеканенное одним штемпелем, свидетельствует о том, что штем­пели быстро разрушались.

Серебряные монеты Владимира Великого подразделяют на четыре типа.

Первый тип.  На лицевой стороне монеты — изобра­жение сидящего на троне князя в шапке, украшенной подвесками и увен­чанной крестом. В правой руке князя — крест на длинном древке, над левым плечом находится княжий знак в виде трезубца. Вокруг изображения — кру­говая надпись, читаемая справа налево «Владимир на столе». Вершины букв обращены к центру монеты, по краю — бусинный ободок.

Другой вариант этого типа монеты на лицевой стороне содержит легенду «Владимир, а се его сребро».

Среди апробированных монет четыре экземпляра имеют пробу 875-800, а остальные являются серебряными монетами, но с небольшим содержанием меди. Монеты первого типа выпускались одновременно со златниками, так как налицо их однотипность.

На штемпелях монет данного типа выявили почерк не менее пяти рез­чиков. Все они сильно различались по мастерству. Одни выполнены гра­мотным мастером — образцы сделаны рельефно, легенда ясна, красива, начертания четкие. На других экземплярах при повторе композиции ри­сунок более прост, графичен, рельеф плоский. Тем не менее, надписи вы­полнены безупречно. Особенностью является то, что князь на этих моне­тах выглядит более широколицым.

Монеты, выполненные неграмотным мастером, иногда утрачивали смысл легенды, практически превратившись в набор букв.

После выделения двух десятков штемпелей, выполненных профессио­нально, осталось несколько, имеющих подражательный характер, пред­ставленных в грубом исполнении. Каждый из этих штемпелей имеется в единственном экземпляре, как и сами сребреники.

Из-за отсутствия постоянных источников сырья в серебро добавляли без меры другие металлы. Поэтому эти монеты были отчеканены практи­чески из чистой меди. На лучших из них рисунок представлен неправильно — вместо благословляющей руки Иисуса Христа прорисовано несколь­ко складок одежды, а рука переместилась к Евангелию. На других монетах данного типа нет и того — Иисус Христос вообще изображен без рук, а Евангелие «висит» у него на груди.

Скорее всего, эти монеты были последними в выпуске первого типа. Еще как вариант рассматривают версию, что увеличивающийся объем монет­ного передела привел к тому, что к чеканке стали привлекать как можно больше чеканщиков, несмотря на степень их мастерства.

Целиком из монет первого типа состоял Киевский клад, датируемый X в. Для более полного их исследования и определения слишком мало экземп­ляров, причем многие из них низкопробны, серебряными являются лишь две монеты.

Для монет следующего типа характерны новые параметры изображения.

Изображение Иисуса Христа на оборотной стороне заменяется княжес­ким родовым знаком, меняется легенда, а также ориентация сторон. Пере­несенный с лицевой стороны на оборотную княжеский знак претерпева­ет при каждом князе ряд изменений. Легенда, полученная путем соединения двух прежних, становится полной: «Владимир на столе, а се его сребро».

Второй тип. Монеты второго типа хронологически следуют за моне­тами первого типа, что было установлено по экземпляру, перечеканенно­му из первого во второй тип, а также по изучению состава кладов. Некото­рые приемы в изображении князя перешли из штемпелей первого типа во второй: голова в шапке, положение креста и рук, постановка ног. Вокруг головы князя появляется нимб, которого не было ни на сребрениках, ни на златниках. Нет изображения плаща, одежда князя прорисована несколь­кими вертикальными рядами точек, что напоминает кольчугу. На монетах второго типа появляется престол.

Начиная с этих монет, наличие престола является неотъемлемой час­тью сребреника, подтверждая собой первую половину легенды. Случайное для монет первого типа изображение равноконечного креста с бусинка­ми на концах для монет второго типа становится обязательным. Княжес­кий знак остался в том же виде, лишь приобрел больше элементов украше­ния. Ободок, состоящий из сплошной линии и пунктирной, изменился на две пунктирные. Становится постоянным, читаемым от центра слева на­право, начинаясь у нижнего конца древка, начертание легенды. Этого нельзя сказать о монетах первого типа, чьи легенды читались совершенно беспорядочно.

Над штемпелями этого типа работали несколько мастеров. Первыми штемпелями отчеканены монеты с подробным рисунком и легендой. Князь изображен в кольчуге и со сложно украшенным крестом. Далее князь ли­шается своего сложного в выполнении одеяния, детали изображения круп­неют, а крест из-за утолщения линий упрощается. Это является доказатель­ством того, что изначально штемпели монет второго типа резал один мастер, руке которого принадлежат лучшие образцы. Остальные являют­ся его копиями, причем грубо выполненными.

Надписи на монетах-копиях выполнены неграмотно, с пропуском букв, с их неверным начертанием, вставкой лишних, заменой одних другими. Это присутствует даже на профессионально выполненных монетах. Все это приводит к сомнению в принадлежности их времени правления Вла­димира, так как написание имени князя из-за нечитаемости некоторых легенд расшифровывали по-разному.

Что касается пробы, то сребреники второго типа низкопробны, как и монеты первого, некоторые из них также не являются серебряными.

Большинство сребреников второго типа происходит из Нежинского клада, т. е. найдены недалеко от места своей чеканки.

Третий тип. Главной особенностью монет данного типа является изоб­ражение тщательно прорисованного престола. Теперь он имеет вид крес­ла с высокой, расширяющейся кверху спинкой, инкрустированной кам­нями. Данное изображение престола по своей форме соответствует изображению его на византийских монетах. Снова исчезает нимб над го­ловой князя. Крест, прямой на предыдущих монетах, теперь имеет наклон­ное положение. В отличие от первых двух штемпелей князь держит его двумя руками.

Легенда «Владимир на столе, а се его сребро», выполнена грамотно, ошибок практически не встречается, за исключением «путаницы» одина­ково звучащих букв. Читается легенда от центра монеты слева направо.

От второго типа эти монеты унаследовали двойной пунктирный обо­док и прямую ориентацию сторон.

Общая фигура князя в плаще, отсутствие нимба и встречающаяся на некоторых единичных экземплярах обратная ориентация сторон — все это признаки сходства с монетами первого типа.

Изображение княжеского знака усложняется. На некоторых монетах встречаются перевернутые буквы, зеркальное изображение князя. Есть монеты с разными оборотными сторонами, при этом лицевая остается одинаковой. Это свидетельство того, что когда штемпели приходили в не­годность, их меняли не целиком — парой, а по отдельности.

Монеты данного типа найдены в трех кладах. Большое количество най­дено на территории Киевского государства, а две за его пределами — в Бе­лоруссии и на нижнем течении Дона. Предполагается, что клады с этими монетами были спрятаны примерно во второй четверти XI в.

Проба у монет третьего типа остается низкой, как и у описанных выше. Из 41 экземпляра изученных монет у трех она составила 960, у двух 875-40, у восьми от 500 до 300, двадцать три образца оказались сделаны из металла, содержащего следы серебра, в пяти монетах вообще не оказалось серебра.

Четыре экземпляра высокой пробы дошли до нас в виде обрезков, при этом обрезков монет низкой пробы не осталось ни одного. Это свидетель­ствует о том, что наравне с дирхемами — высокопробными серебряными монетами, которые делились на части при расчетах, делению подверга­лись и русские сребреники, но только высокой пробы.

Хотя существует мнение, что дирхемы в большинстве своем дошли до нас в разрезанном виде по той причине, что недоверчивые участники торга таким образом проверяли качество монеты, убеждаясь, что под слоем се­ребра не находится медная кругляшка.

Четвертый тип. Известно 25 экземпляров монет данного типа. Вне­шним видом они схожи со сребрениками первого, второго и третьего ти­пов. Отличаются лишь правильностью рисунка и тщательным исполне­нием штемпеля.

Царское одеяние состоит из длинной рубахи с бахромой по подолу и плаща с орнаментом по краю. Плащ скреплен у правого плеча круглой фибулой, перекинут через левую руку. Головной убор представлен в двух вариантах: высокая русская шапка, обшитая жемчугом, и маленькая шапоч­ка с крестом на вершине, копирующая стемму византийских императоров Василия и Константина. Возможно, это был намек на равенство россий­ского князя и византийских императоров.

Престол представляет собой широкое кресло с невысокой спинкой, длинной подушкой на сиденье и со скамейкой для ног. Лицо князя изображается по канонам, заведенным еще с монет первого типа, на которых он изображается крупнолицым, с усами.

На монетах четвертого типа снова появляется нимб вокруг головы кня­зя, отсутствующий на монетах третьего типа.

Голгофа креста копирует изображение византийских монет.

Обратная сторона монеты выполнена тщательно и красиво. Княжеский знак имеет идеальные пропорции и соразмерные детали.

В данном типе монет присутствует уникальный штемпель, содержащий легенду следующего вида «Владимере сребро + Святога Василя». Христиан­ское крестильное имя Владимира — Василий — хорошо известно.

Основная часть монет данного типа, как и предыдущие, была низкой пробы.

Предполагается, что все штемпели данного типа монет были изготов­лены одним мастером, за исключением одного экземпляра, который вы­полнен неаккуратно и неумело.

При изучении сребреников и златников данного временного периода, перед учеными встал вопрос, имя какого Владимира отчеканено на моне­тах. Конечно, их мнения разделились. Одни приписывают чеканку этих монет к периоду правления Владимира Мономаха, другие разделили мо­неты между Владимиром I и Владимиром Мономахом, третьи настаивают на том, что чеканку начал именно Владимир I. И как показывают истори­ческие факты, оказались совершенно правы.

Если рассматривать закономерность развития денежного обращения Древней Руси, то все типы этих монет могли существовать во временных пределах половины столетия. Метрология сребреников, как было сказано выше, непосредственным образом связана с чеканкой дирхемов, которые прекратили свое существование в X в. Последовательность чеканки сереб­ряных и золотых монет различных типов удалось установить четко, опи­раясь на найденные перечеканенные монеты. Было выявлено, что верх­ний штемпель являлся более молодым по сравнению с основным штемпелем. Кроме того, самые ранние типы по своему композиционному содержанию очень схожи с византийскими монетами X в. Причем следует отметить, что нет никакого сходства с теми же монетами, отчеканенными в XII в. Важным фактом является и то, что «державный» характер чеканки этих монет свидетельствует о происхождении их во время наивысшего расцвета Киевской Руси. Все вышесказанное подтверждает мнение, что чеканку сребреников и златников в X в. начал Владимир I. К периоду его правления примыкает и кратковременная чеканка монет от имени Святополка Окаянного.

Клады, содержащие сребреники были найдены не только на террито­рии Киевской Руси, но и за ее пределами: в Прибалтике, Польше, Германии и Скандинавии, а лицевой стороне — изображение святого Георгия в плаще, с ко­пьем в правой руке и щитом в левой. По сторонам отчеканена над­пись «Святой Георгий» на греческом языке, расположенная колон­ками и читаемая сверху вниз. Вокруг изображения и по краю монеты идут бусинные ободки, между которыми видны розетки из точек, расположенные крестообразно. На обратной стороне — изображе­ние княжеского знака в виде трезубца. Средний зубец завершается круж­ком с точкой внутри. Еще пять точек расположены внутри крайних зубцов и нижней перекладины. Вокруг надпись «Ярославле Серебро», читаемая слева направо. Вершины букв направлены к краю монеты. Вокруг изобра­жения и по краю монеты нанесены точечные ободки, между которыми крестообразно расположены буквы АМНМ, т, е. «аминь».

Сребреники с начертанием легенды «Ярославле серебро» представля­ют собой оригинальную группу древнерусских монет. Именно они стали первыми русскими монетами, известными историкам и коллекционерам. Одна из этих монет была найдена в Киеве в конце XVIII в. среди различ­ных привесок к иконе. Этот экземпляр стал единственным, который уда­лось обнаружить на территории южных княжеств. Все остальные находки были сделаны на северо-западных окраинах Киевской Руси. Уникальная монета сразу была отнесена ко времени Ярослава Владимировича Мудро­го. Известны три пары штемпелей этих монет. При тщательном рассмот­рении становится ясным, что изготовлены они одним и тем же мастером. Все, кто занимался изучением дошедших до нас в своем первозданном виде монет, отмечали их высокую художественную ценность и изящество. Мно­гие даже сомневались в том, что они являются монетами, причисляя их к медалям или печатям, которые были исполнены иностранными масте­рами. В подтверждение этой версии ученые указывали на то, что в моне­тах наблюдается единство композиционной схемы, пропорций, виден сво­бодный подход к передаче деталей, безупречное начертание букв в легенде. Тем не менее, они сделаны русским мастером, обладающим прекрасным знанием византийских образцов и опытом изготовления матриц-печатей. Доказательством изготовления сребреников Ярослава русским мастером является, в частности, неверное начертание имени Георгия (без последней буквы) при безупречно правильной русской части легенды.

Многие исследователи считают, что прототипом для изображения свя­того Георгия на этих монетах явилось его изображение на византийских печатях, на которых аналогичным образом расположена и надпись. При этом доказано, что на византийских монетах данного периода подобного изображения святого не найдено, т. е. оно было только на печатях. Также было установлено, что и оборотная сторона монеты сохранила следы вли­яния печатей У11-Х1 вв., так как там встречается слово «аминь», не найден­ное на других монетах.

Кроме того, доказано, что Ярослав перенес лик Георгия на монету со своей печати. Это стало возможным утверждать после того, как была найдена принадлежащая ему печать, на которой повторяется не только изображение Георгия, но и начертание имени святого с отсутствующей последней буквой.

Надпись «серебро» на монетах Ярослава имеется в двух начертаниях: «сребро» и «съребро». Первый вариант является церковно-славянским на­писанием этого слова и характерен для большинства древнерусских пись­менных памятников. Его можно встретить и в «Повести временных лет», и в I новгородской летописи. Написание «съребро» встречается только в одном памятнике XI в. — Остромирозом Евангелии. Кроме того, написа­ние «съребро» многими исследователями объяснялось, как желание авто­ра штемпеля подделаться под простонародный русский говор.

Изучив все известные сребреники Ярослава, исследователи пришли к выводу, что штемпель с написанием «съребро» старше. Причем если ори­ентация сторон у первой монеты обратная, то вторая уже чеканится с при­вычной ориентацией сторон. Кроме отсутствия «Ъ» на штемпеле второй монеты уменьшается размер трезубца, который украшается теперь четырь­мя точками вместо шести. В связи с этим, по всей видимости, художник решил увеличить площадь надписи, чтобы занять освободившееся вокруг изображения пространство. Это и вынуждает отказаться от начертания «Ъ», так как для девяти букв там просто не остается места, из-за увеличения раз­мера буква «Л» перешла на вторую сторону монетного поля. В компози­ции первого варианта монеты при использовании буквы «Ъ» резчику уда­лось максимально равномерно разместить надпись, которая выглядит как идеально замкнутая по кругу лента, соблюдающая строгую симметрию де­ления между крестиком над кружком княжеского знака, отделяющим на­чало надписи от ее конца, и основанием трезубца внизу, делящим надпись ровно пополам, по восемь букв в каждой части.

Установив, что штемпель с «Ъ» старше, ученые указали на ошибочность мнения о том, что Ярослав чеканил монеты сначала совсем без точек, за­тем с четырьмя точками и наконец с шестью. Экземпляр без точек вообще был признан украшением, которое по недоразумению попало в разряд монет из-за того, что просто повторило своим внешним видом монету Ярослава. Данный экземпляр не был изготовлен из серебра, о чем свидетель­ствовала ржавчина на нем. Также были видны и внешние отличия — он был больше по толщине и весу. Когда этот образец сравнили с изображе­ниями лапландских оловянных копий Ярославле серебра, выяснилось, что отлили его в той же форме, что и украшения-подвески Стокгольмского музея. Все они имеют прямую ориентацию сторон. По ним можно судить о штемпелях монет, не дошедших до нас, имеющих особенности в изображении Георгия. Отличия выражаются в изображении более круп­ной головы, более пышной прически, складкам плаща, крупным княжес­ким знаком без точек и легендой оборотной стороны с буквой «Ъ». Такими же украшениями считаются три медные отливки родом из Германии, че­каненные с неизвестного сребреника вторым типом штемпеля. Но так как у них отсутствуют дырочки или «ушки», то они не были отнесены к укра­шениям сразу. Медные экземпляры сребреников Ярослава считали снача­ла подделками недавнего времени, затем подделками времени самого Ярос­лава и даже древними монетами времен подлинных сребреников Ярослава, чеканенными из-за «чрезвычайной государственной надобности».

Доказательством того, что эти монеты древние, является тот факт, что они стали известны раньше, чем были найдены серебряные монеты этой пары штемпелей. Использование их в качестве украшений подтверждает­ся не только аналогичным предназначением лапландских оловянных мо­нет с «ушками», но и недопустимостью хождения русских монет в области настолько отдаленной от их центра чеканки, да еще и в придачу с исключительно четкими серебряными монетами Ярослава, при исполь­зовании этих же штемпелей. К тому же на территории Германии в каче­стве украшений использовались и найденные с отверстиями высокопроб­ные серебряные монеты.

На монетах третьего штемпеля у Георгия более узкое лицо, высокая шея, больший нимб и пышные волосы. Размер трезубца — усредненный вари­ант первого и второго штемпелей, хотя количество точек равно шести, как и на первом. Вместо слова АМНЫ и розеток отчеканены четыре расстав­ленные крестом точки. Из-за этого упрощения исследователи пришли к тому, что этот штемпель моложе остальных.

Долгое время велся спор, какое серебро Ярослава было оригинальным — большего или меньшего (малого) веса? Монеты второго штемпеля помог­ли решить этот вопрос. Шесть сребреников малого веса были отчеканены тремя разными, хотя и весьма похожими, штемпелями лицевой стороны и общим штемпелем оборотной стороны при соблюдении во всех них обратного соотношения сторон. Надписи содержат тот же набор букв и одинаковое их расположение относительно обоих изображений, что и на больших сребрениках второго типа штемпелей. На всех штемпелях трех типов точно скопированы все детали рисунков. Малые сребреники оказы­ваются таковыми из-за отсутствия ободка с надписью АМНN и розеток Данное упрощение изображения свидетельствует о вторичности малых сребреников. Рисунок знака Ярослава тоже повторяется, только с некото­рыми изменениями: два добавленных полукружия на основании трезубца вырисовывают глаза, превращая знак в изображение птицы. Это «усовер­шенствование» рисунка тоже принимается за признак вторичности. Таким образом, устанавливается, что штемпели малых сребреников Ярослава моложе штемпелей большого веса. Но из-за того, что монеты малого веса имеют обратную направленность сторон, предполагают, что их прототи­пом стал не сам штемпель второго типа, который имеет прямую направ­ленность сторон, а какой-то его предшественник с обратной ориентаци­ей. Если сравнить даты монетных кладов с найденными монетами одного и другого типов, то снова можно сделать выводы в пользу старшинства сребреников малого веса. Ярославле сребро большого веса встречается в кладах, датируемых 1030-1040 гг., в то время как Ярославле сребро ма­лого веса встречается в кладах с датировкой 1025 -1055 гг. Но разница в датировке кладов так мала, что судить о первенстве выпуска довольно сложно. Ведь практически это клады одной эпохи — середины XI в. Обла­сти распространения этих монет тоже одни и те же — земли Прибалтики.

Единство композиционной схемы, пропорций, свободный подход к передаче деталей, различия в написании легенды, безупречное начерта­ние букв, все это роднит монеты Ярослава Мудрого с сребрениками Вла­димира IV типа.

Сравнивая изображения на древнерусских монетах и печатях Х-Х1 вв., исследователи отмечали их стилистическую и иконографическую бли­зость. Подтверждением является печать Изяслава Владимировича, сына Владимира I, найденная при раскопках в Новгороде в 1955 г. Княжеский знак в виде трезубца с кружком на острие среднего зубца, изображенный на данной печати, такой же, как на сребрениках Ярослава и Владимира I. Надпись «Ярославле сребро», расположенная вокруг изображения княжес­кого знака, своим содержанием соответствует первой половине легенды на штемпеле IV типа сребреников Владимира, начинающейся словами «Владимире сребро». Эта надпись является достаточно редкой для монет Владимира (один штемпель из 17), и поэтому исследователи относят ее к последним годам правления князя. Изменившаяся легенда на этих монетах в сочетании с сохраненным изображением князя указывают на пере­ход к новому монетному типу, характеризовавшемуся изображением свя­того патрона князя вместо изображения самого князя. Появление данной легенды еще раньше, на монетах Ярослава, можно объяснить тем, что он выпустил свои сребреники в тот период, когда, будучи новгородским кня­зем, не имел права упоминать на своих монетах общерусский стол, кото­рым в то время распоряжался его отец.

Многие исследователи высказывали свои предположения о том, что сребреники Ярослава чеканились в Новгороде. На это как бы указывают происхождение почти всех известных экземпляров монет из Прибалти­ки, полное их отсутствие в южных кладах, найденные на севере медные литые повторения этих монет. В качестве косвенного доказательства че­канки сребреников Ярослава в Новгороде выступает их постоянно вы­сокая проба — 960, которую связывают с тем, приток западно-европей­ского серебра на Русь, начавшийся в конце X в., и проходящий главным образом через Новгород, позволял выпускать столь ценные монеты. При­чем серебро не просто являлось для Новгорода одним из импортируемых товаров, но также было основной статьей реэкспорта в другие города до середины XV в.

Мой блог находят по следующим фразам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *