Златник Владимира Великого Х век.

Формирование денежной системы Киевской Руси — первого восточнославянского государства — началось в IX и длилось до начала XII в. Основывалась денежная система на использо­вании западно-европейских, арабских и византийских монет. Возникновение собственной чеканки монет и явилось след­ствием оживленных торговых отношений с Византией, что привело к при­нятию положений римско-византийского права. Согласно этому праву главным выражением самодержавной власти правителя являлся выпуск монеты его имени.

Эмиссия была начата Владимиром Святославовичем вскоре после при­нятия им христианства в 988 г. Свидетельством этого является изображе­ние Иисуса Христа на всех типах монет. Также мы можем увидеть на изобра­жении в руках князя крест — символ христианства.

Следует отметить, что внешним видом и весом златник был схож с ви­зантийским солидом. Со временем вес златника и солида, составляющий приблизительно 4,2 г, стал русской единицей веса, которая называлась «зо­лотник» и равнялась 4,266 г.

Златники имели противоположную ориентацию сторон, и изготавли­вались из металла высокой пробы, как и их византийские прототипы.

Монеты первых выпусков были отчеканены по типу монет византий­ских императоров Василия II и Константина VIII. Лицевой штемпель од­ного типа соответствует лишь одному оборотному, не повторяясь в дру­гих типах.

Златники были отчеканены сопряженными штемпелями, т. е. с приме­нением щипцов, в которых штемпели крепились в постоянном положе­нии. Кружки для чеканки не вырезались из листа, как это происходило обычно, а отливались в складных двухсторонних формах, чем объясняет­ся присутствие на многих монетах отверстий-свищей.

Учеными установлено, что все златники, изученные в нашем времени, были отчеканены шестью парами штемпелей. Три из них были вырезаны одним мастером, о чем свидетельствует единый почерк в начертании легенд, одинаковое соотношение букв между собой и некоторые особен­ности в размещении надписей и изображений относительно друг друга. Изображения, выполненные этими штемпелями, тоже свидетельствуют о мастерстве одного чеканщика. На первом и третьем штемпелях лицо кня­зя удлиненное и выглядит сурово. На втором черты лица более крупные, щеки потолще, нос потяжелее, но также, как и на прежних штемпелях, глаза изображаются точками, брови, веки, усы и крылья носа — чертой.

В изображении Иисуса Христа на оборотной стороне на первом и тре­тьем штемпелях похожи силуэты фигуры, расположение складок одежды, форма руки, держащей книгу, прическа, борода, курчавость, переданная точками в сетке штрихов.

Четвертая штемпельная пара изготовлена с меньшим мастерством, что вызывает сомнение в подлинности этой монеты. Фигуры на ней повторя­ют друг друга довольно точно, но присутствует видимая грубость работы, графичность изображения, жесткость линий. В легенде отсутствует одна буква. Все остальное как будто тщательно скопировано с первой штемпель­ной пары. Тон золота монеты тоже имеет отличия. Вместо теплого розова­того оттенка остальных монет Владимира золото этой монеты имеет хо­лодно-зеленоватый отлив, который был свойствен некоторым двухрублевикам Петра I, имевшим такой же вес.

Пятую и шестую пару штемпелей с легендой «Владимир, а се его злато» изготовил уже другой мастер в более позднее время. На них совпадает изоб­ражение складок одежды Иисуса Христа, рисунок нимба, сходство начер­тания некоторых букв. Но от предыдущих они отличаются ориентацией букв в легенде относительно центра, направлением их чтения, начерта­нием одних и тех же букв. В изображении Иисуса Христа второй мастер принял правую благословляющую руку за складки одежды на плече, поэто­му пририсовал кисть руки на груди. Из всего этого следует, что описан­ные вначале штемпели являются более ранними.

Златники всех типов различаются по лицевой стороне, а именно — по начертанию легенды. «Владимир на столе» — в трех вариантах монет, из­готовленных четырьмя штемпелями; «Владимир, а се его злато» — в двух вариантах монет, изготовленных двумя штемпелями.

Композиция монеты, по всей видимости, создавалась таким образом, чтобы показать князя, сидящего на престоле, хотя никаких признаков пре­стола на златниках первого типа не было. Но когда легенда «Владимир на столе» сформировалась окончательно и приняла вид «Владимир на столе, а се его злато», это привело к выводу, что смысл этой надписи, необычной для нумизматики, заключается в провозглашении полноты власти князя и независимости государства.

Таким образом, первые, так сказать, «пробные» легенды на златниках готовили легенду для последующих монет, на которых появляется изобра­жение престола.

Судя по тому, что найдено небольшое количество экземпляров золотых монет Владимира, а также мало штемпелей, дошедших до нас, выпуск златников был сравнительно недолгим. Но все монеты, которые удалось изу­чить, находились в денежном обороте страны, о чем свидетельствует их потертость и присутствие в кладах вместе с византийскими монетами.

Мой блог находят по следующим фразам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *