Формирование денежной системы Киевской Руси — первого восточнославянского государства — началось в IX и длилось до начала XII в. Основывалась денежная система на использовании западно-европейских, арабских и византийских монет. Возникновение собственной чеканки монет и явилось следствием оживленных торговых отношений с Византией, что привело к принятию положений римско-византийского права. Согласно этому праву главным выражением самодержавной власти правителя являлся выпуск монеты его имени.
Эмиссия была начата Владимиром Святославовичем вскоре после принятия им христианства в 988 г. Свидетельством этого является изображение Иисуса Христа на всех типах монет. Также мы можем увидеть на изображении в руках князя крест — символ христианства.
Следует отметить, что внешним видом и весом златник был схож с византийским солидом. Со временем вес златника и солида, составляющий приблизительно 4,2 г, стал русской единицей веса, которая называлась «золотник» и равнялась 4,266 г.
Златники имели противоположную ориентацию сторон, и изготавливались из металла высокой пробы, как и их византийские прототипы.
Монеты первых выпусков были отчеканены по типу монет византийских императоров Василия II и Константина VIII. Лицевой штемпель одного типа соответствует лишь одному оборотному, не повторяясь в других типах.
Златники были отчеканены сопряженными штемпелями, т. е. с применением щипцов, в которых штемпели крепились в постоянном положении. Кружки для чеканки не вырезались из листа, как это происходило обычно, а отливались в складных двухсторонних формах, чем объясняется присутствие на многих монетах отверстий-свищей.
Учеными установлено, что все златники, изученные в нашем времени, были отчеканены шестью парами штемпелей. Три из них были вырезаны одним мастером, о чем свидетельствует единый почерк в начертании легенд, одинаковое соотношение букв между собой и некоторые особенности в размещении надписей и изображений относительно друг друга. Изображения, выполненные этими штемпелями, тоже свидетельствуют о мастерстве одного чеканщика. На первом и третьем штемпелях лицо князя удлиненное и выглядит сурово. На втором черты лица более крупные, щеки потолще, нос потяжелее, но также, как и на прежних штемпелях, глаза изображаются точками, брови, веки, усы и крылья носа — чертой.
В изображении Иисуса Христа на оборотной стороне на первом и третьем штемпелях похожи силуэты фигуры, расположение складок одежды, форма руки, держащей книгу, прическа, борода, курчавость, переданная точками в сетке штрихов.
Четвертая штемпельная пара изготовлена с меньшим мастерством, что вызывает сомнение в подлинности этой монеты. Фигуры на ней повторяют друг друга довольно точно, но присутствует видимая грубость работы, графичность изображения, жесткость линий. В легенде отсутствует одна буква. Все остальное как будто тщательно скопировано с первой штемпельной пары. Тон золота монеты тоже имеет отличия. Вместо теплого розоватого оттенка остальных монет Владимира золото этой монеты имеет холодно-зеленоватый отлив, который был свойствен некоторым двухрублевикам Петра I, имевшим такой же вес.
Пятую и шестую пару штемпелей с легендой «Владимир, а се его злато» изготовил уже другой мастер в более позднее время. На них совпадает изображение складок одежды Иисуса Христа, рисунок нимба, сходство начертания некоторых букв. Но от предыдущих они отличаются ориентацией букв в легенде относительно центра, направлением их чтения, начертанием одних и тех же букв. В изображении Иисуса Христа второй мастер принял правую благословляющую руку за складки одежды на плече, поэтому пририсовал кисть руки на груди. Из всего этого следует, что описанные вначале штемпели являются более ранними.
Златники всех типов различаются по лицевой стороне, а именно — по начертанию легенды. «Владимир на столе» — в трех вариантах монет, изготовленных четырьмя штемпелями; «Владимир, а се его злато» — в двух вариантах монет, изготовленных двумя штемпелями.
Композиция монеты, по всей видимости, создавалась таким образом, чтобы показать князя, сидящего на престоле, хотя никаких признаков престола на златниках первого типа не было. Но когда легенда «Владимир на столе» сформировалась окончательно и приняла вид «Владимир на столе, а се его злато», это привело к выводу, что смысл этой надписи, необычной для нумизматики, заключается в провозглашении полноты власти князя и независимости государства.
Таким образом, первые, так сказать, «пробные» легенды на златниках готовили легенду для последующих монет, на которых появляется изображение престола.
Судя по тому, что найдено небольшое количество экземпляров золотых монет Владимира, а также мало штемпелей, дошедших до нас, выпуск златников был сравнительно недолгим. Но все монеты, которые удалось изучить, находились в денежном обороте страны, о чем свидетельствует их потертость и присутствие в кладах вместе с византийскими монетами.
Мой блог находят по следующим фразам